Чтобы ремонт самосвалов не занимал больше времени, чем перевозка на них грузов, нужно соблюдать требования к периодичности их технического обслуживания, а также полностью выполнять операции, зафиксированные для каждого вида ТО (технического обслуживания). В целом, правила ТО для самосвалов практически ничем не отличаются от правил техобслуживания других грузовых автомобилей. Исключение состоит лишь в том, что особое внимание при техосмотре самосвала уделяют механизмам подъема\опрокидывания.
Расписание технического осмотра самосвала: обкатка и основной период эксплуатации
В ГОСТ 21624-81 зафиксирована периодичность обслуживания самосвалов, которая предполагает эксплуатацию в период обкатки и основного периода эксплуатации. Для большинства зарубежных самосвалов период обкатки оставляет порядка 1000 километров пробега. Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега часто так и обозначается — ТО-1000. Ряд производителей рекомендует в ходе обслуживания полностью заменить моторное и трансмиссионное масла. Повторное техническое обслуживание поводится после первых 4000 километров пробега.
В основной эксплуатационный период проводятся ТО-1, ТО-2 и сезонное техническое обслуживание — последнее проводится осенью и весной для подготовки к эксплуатации в холодный и теплый сезоны.
Независимо от срока эксплуатации и пробега проводится и ЕО — ежедневное обслуживание перед выходом грузовика на маршрут.
Состав работ во время ТО самосвала
ЕО включает в себя осмотр самосвала, а также работу оптики, сигнальных устройств, показатели давления в приводных механизмах, целостность шин и надежность крепления колес. Визуально оценивают наличие потеков масла и топлива, проводят замеры уровней масла в картере и воды в системе охлаждения.
ТО-1 включает в себя проверку и корректировку уровня технических жидкостей. Кроме того, проверяются сцепление, рулевое управление, тормозная система. В соответствии с картой необходимо провести смазочные работы.
ТО-2 включает в себя все регламентные работы первого технического обслуживания, а также замену моторного масла и мелкий ремонт отдельных узлов.
Дополнительно нужно проводить межсезонное обслуживание самосвалов: подготовка к работе в холодный\теплый сезон включает в себя замену жидкости в системе охлаждения, моторного масла, проверка аккумулятора, а также удаление конденсата и замена осушителей.
Каждое ТО самосвалов предполагает и отдельную проверку механизмов и системы управления подъемом\опрокидыванием.
Периодичность проведения ТО-1 и 2 определяется производителями: каждый из них сам оценивает необходимость ремонта и обслуживания, исходя из опыта эксплуатации и расчетов. Указывается обычно минимальный интервал (пробег), после которого можно проводить ТО.
На срок службы самосвалов влияет не только периодичность ТО, но и соответствие состава работ рекомендованным. Полное ТО возможно только в авторизованном сервисном центре. Компания Арго — дилер Shacman в России — предоставляет услуги ТО любого уровня для самосвалов и других грузовиков производителя на собственной станции технического обслуживания.